Величественна и прекрасна природа Дагестана. Но, сколько перевидали она и ее народы за долгую свою историю. Сравнительно небольшой уголок земли всего в 50,3 тыс. кв. км., где живет свыше 30 народностей, но она всегда была лакомым кусочком, на которую зарились даже далекая Римская империя, а затем Сасаниды. Византия, Арабский Халифат, Монголы, полчища Тимура, полчища кочевников Кара-Коюнлу во главе с султаном Искандером, затем сефевиды, затем опять иранцы и турки, сменяя друг друга, вторгались в Дагестан. Длительная борьба с врагами выковала особого склада людей-дагестанцев.
Проблема: Народы Дагестана если все будет продолжаться так как сейчас со временем я думаю полностью могут потерять свою культуру, свою самобытность, свой язык, свои обряды и обычаи, страшнее этого что может быть. Вот статистика, которую мне удалось найти
За 70 с лишним лет в бывшем СССР не смогли сосчитать, сколько народов проживает в стране. За годы советской власти количество народов неизменно сокращалось:
если в 1926 году, по данным переписи в СССР, насчитывалось 194 нации, народности и этнические группы,
то в 1979 году их количество было доведено до 101. На территории бывшего Союза фактически проживало более 800 этносов.
В Дагестане, с одной стороны, заново создается письменность на языках малочисленных народов, входящих в лезгинскую языковую группу (агулы, рутульцы, пахуры и др. Ассимиляция лезгин, а также этнических групп, входящих в лезгинскую языковую группу (крызы, будугу, хиналугцы, удины, и др.), в Азербайджане превратилась в государственную политику, начало которой теряется в 30-х годах.
Я делаю вывод что малые народы нуждаются в государственной поддержке нельзя допускать что бы культура целых поколений, которые бережно несли и передавали нам свои знания, обычаи, обряды ушли в небытие.
Долг каждого из нас по крупице собирать знание о своем крае, о своем народе и передавать его следующему поколению. Нельзя забывать свои истоки, свои корни и я думаю, чем сильнее корни, тем сильнее человек.
Цель:. Собрать исторические факты о своем ауле, и обобщить жизнь и творчество известного лезгинского поэта Етима Эмина.
Объект исследования: аул Ялцуг и Поэт народной темы, новатор стиха, Етим Эмин.
. Методы и приёмы:
ü наглядный (просмотр картин, видео роликов, интернет ресурсы);
ü практический (посещение музея Етима Эмина);
ü словесный (беседы, рассказы директора музея, рассказы дедушки, правнучки брата Эмина
(Мелика)
Актуальность:Меня воодушевили на исследование данной работы, творчество Етима Эмина ,которое я начал изучать в этом году вместе с мамой, которая готовила мероприятие посвященное юбилею ста восьмидесятилетию лезгинского поэта Етима Эмина. Но больше всего конечно же меня на исследование данной темы толкнули рассказы моего деда об истории нашего села, о творчестве поэта, о его жизни. Мне захотелось поделиться всем, что я узнал со своими сверстниками чтобы, они тоже возгордились и увидели все величие истории творчества поэта и села, в котором он родился, и творчески рос.
История аула Ялцуг
Ялцуг известен благодаря гению основоположника лезгинского литературного языка великого Етима Эмина, который жил и творил в середине XIX века.
Точная дата основания не известна. Название не поддается толкованию.
В 1,5 км к востоку от сел. Ялцуг, в местности Цурух, в обрезе дороги Касумкент-Курах видны края двух разрушенных каменных ящиков
Основали село Ялцуг пришельцы из с. Киан. Впоследствии сюда переселились и жители аулов Цилинг, Кири, Келе. В селе несколько тухумов: Севзиханар, КIарар, Хашар, Аразар и др
В 1734 году ялцугцы отражали атаки войск Надир-шаха.
В середине XIX века в Ялцугское сельское общество входили и аулы Бигер, Макар, Хпит, Цицер. Тогда в Ялцуге проживало 283 человека.
Люди занимались земледелием, скотоводством, коневодством. По переписи 1886 года в селе было 91 хозяйство, численность населения составляла 266 человек: 129 мужчин и 137 женщин.
В 1966 году жители Ялцуга переселились на равнину, в Эминхюр (ранее Аламише). До 1998 года село называлось Аламише, то есть "место, где есть огромный лес". В честь классика дагестанской поэзии Етима Эмина и в связи с его 160-ти летним юбилеем село переименовано в Эминхюр, а также создан музей повященный Етим Эмину.
Эминхюр (ранее Аламише) в переводе с лезгинского языка означает — Село Эмина. Переименовано в 1998 году в честь классика лезгинской литературы Етима Эмина. Эминхюр — село в Сулейман-Стальском районе Дагестан. Село расположено на федеральной трассе «Кавказ», в 17 км северо-восточнее районного центра села Касумкент. Село образовано в 1966 году путём переселения на равнину жителей, разрушенных землетрясением горных аулов — Хутарг, Кеан, Хпит, Цицер, Бигер, Ялцуг. По данным 2012 года население села составляет 3753 человека. Моноэтническое лезгинское село (99,9 %).
Эминхюрцы в основном занимаются выращиванием винограда, томатов, зерна.Хочется рассказать чуть-чуть и о истории других аулов которые переселились на равнину и образовали село Эминхюр.
ХУТАРГ (ХУТАРГЪ)
Точная дата основания не известна. Село очень древнее. Об этом свидетельствует кладбище, расположенное на площади почти 51 га. Название может быть получило от того, что на земле где стоит аул, было много деревьев диких слив так предполагает Исмаил, который пишет книгу про историю аула Хутарг
Селение расположено в предгорной зоне в 15 км к западу от районного центра.
В селе имеются тухумы: П!ирер, Сафарчияр, Шамлуяр, Къажарар, Пехълияр, Ахцегьар.
Вместе с сельхозугодиями село занимает 760 га, из них 300 га – посевные площади, 130-га сенокосные луга, остальное – пастбища.
Хутарг граничит с сельхозугодиями сел Ивигар, Чухверкент, Мехкерг, Чиликар, Келе, Хпитар, Бигер, Кеан.
Основным занятием жителей было земледелие, скотоводство, ремесленничество, отходничество.
По переписи 1886 года в селе было 89 хозяйств, численность населения составляла 446 человек, 262 мужчин и 184 женщин,а по переписи 1898 года насчитывалось 120 хозяйств.
Есть в селе святое место – Прехазран бубадин пIир, 6 могил святых людей. Имелась и мечеть.По словам дедушки в ауле было много источников с чистой водой ,меня очень заинтересовали их названия :Къазран булах,Саймад булах,Гьерд булах,Регъюн некьуь,Аран цин булах,рузван булах,Нуралидин булах,Тхьан булах,тукьуррин булах,Къаририн латар,Агъа ег,Вини ег,Пулдин булах,ГюрстIулан булах,Мирзебутаян булах,Аруван латар,Гьанагин булах,Хважадин гуьрер,Яргъи никIерин булах,Кикен К1амун булах,ЦIийи тадин булах,Къуруд гуьрер,Хатумрин булах,Агъахандин булах,Муртазадин булах,Бахъадин булах,ПикIина авай булах,ФитIардин булах,Хан посетивший источник, Лаларин булах.ЦIегьрекь булах,Купул цин булах.
В 1966 году в связи с землетрясением село переселилось в Аламише (ныне Эминхюр).
ЦИЦЕР (ЦIИЦIЕР)
О возникновении села есть легенда: из-за обилия в этой местности кузнечиков, оно получило название Цlицlер (цlицl – кузнечик).
Селу более 5000 лет. Здесь насчитывалось чуть более 20 дворов. По переписи 1886 года численность населения составляла 110 человек, мужчин 61 и женщин 49.
Имелась своя мечеть. Обязанности муллы исполнял человек по имени Шейх. Сюда переселились люди из Штула, Цехюла. Цицерцы занимались животноводством, земледелием.
В настоящее время цицерцы живут в Эминхюре, Касумкенте, совхозе им. Герейханова.
БИГЕР (БИГЕР)
Название не поддается толкованию. Дата возникновения не известна.
По переписи 1886 года в Бигере было 25 домов, количество жителей составляло 267 человек: 93 мужчины, 174 женщины.
До переселения здесь насчитывалось около 35 домов. Село входило в объединенный колхоз "Новый мир" с. Кеан.
Бигерцев принял Эминхюр, где переселенцы из нескольких сел живут дружной семьей.
КИАН (КЬИАН)
Название не поддается толкованию. Точная дата основания не известна.
Село расположено неподалеку от села Хутарг.
Люди, в основном, занимались земледелием, животноводством.
По переписи 1886 года в селе было 60 хозяйств, численность населения составляла 325 человек: 178 мужчин и 147 женщин.
В 1976 село переселилось в Эминхюр (ранее Аламише).
ХПИТ (ХПИТIАР)
Название не поддается толкованию. Точная дата основания не известна.
Самые ранние сведения о Хпите ученые получили при чтении текста на настенном камне Курахской старой мечети. При описании границы Курахского общества речь идет и о хпитской мельнице. Основные тухумы Хпита: Нитрекушун (нитIрекьушун), Какар, Сумар, Чапинар, ЦIахар.
Жители занимались скотоводством, сельским хозяйством, отходничеством.
По переписи 1886 года в селе было 51хозяйство, численность населения составляла 304 человека: 167 мужчин и 137 женщин.
До 1917 года село было расположено на 2-3 км. южнее. Еще до Октябрьской революции после очередного землетрясения 1914 года оно пришло в негодность, и его жители вынуждены были переселиться на новое место. А такое место было рядом. Ровная площадь на горе, откуда можно было следить за восходом солнца прямо из-за Каспийского моря.
После землетрясения 1966 года хпитарцам пришлось переселиться во второй раз, уже в Эминхюр, на равнину.
Етим Эмин (настоящее его имя Магомед-Эмин) родился в 1838 году в ауле Ялцуг. Отец его был кадием. Надеясь, что сын также будет духовным лицом, он отдал его в обучение арабисту Агамирзе-Эфенди в аул Кеан. Муллой Эмин не стал. Этому помешала, как говорят, вызвавшая шумную огласку любовь поэта к Тюкезбан - дочери его наставника Агамирзы-Эфенди Кеанского.
Женившись на Тюкезбан, Эмин вернулся в родной Ялцуг. По преданию, позже он был судьей, столь уважаемым и почитаемым крестьянской беднотой Эмин взял псевдоним «Етим», что означает сирота, обездоленный.
Начал он с любовных стихов, но вскоре заговорил о скорбях и бедствиях народа, о жизни лезгинских землепашцев. Он первый поэт у лезгин, записывавший свои стихи. До него поэтические произведения распространялись лишь устно. Как рассказывала бабушка
Эмин по дороге села Касумкента упал с лошади и поранил колено, произошло заражение раны и через несколько лет он умер, она вспоминала рассказы своей бабушки которая рассказывала, когда Емин поднимался по лестнице то с его раны падали червячки, еще рассказывала ,что когда у Эмина заканчивалась бумага он начинал писать стихи на стенах углем, а Тюквезбан эти стены белила заново, чтобы он мог писать свои новые стихи. Его поэзия стала образцом подлинной гражданственности и высокой художественности и справедливости.
Величие поэта не только в том, что он воспел чистую, возвышенную любовь. красоту жизни, выступил гуманистом, он выразил свое представление о будущем мироустройстве, в котором должны процветать равенство и братство, дружба и справедливость. Вот уже прошло 180 лет со смерти поэта, но его мировоззрение осталось актуальным и в мое время, где я, так же мечтаю увидеть справедливый мир, где не будет ни каких войн и все будут жить в мире и согласии.
Нет великих и малых народов, есть малочисленные и многочисленные народы.
Малый по численности этнос может быть великий по своему вкладу. Процесс единения, интеграции человечества не должен идти через стирание граней и границ между народами, через насаждение какого-то единообразия в языке, традициях, обычаях. Он должен реализоваться через углубление каждого народа в свои национальные истоки, в свою самобытность; через развитие и усиление всего ценного в жизни народа. Наследие народов Дагестана представляет большую ценность. Ф. Энгельс писал "... Седая древность при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что образует основу всего позднейшего более высокого развития".